Как бы ни были хороши методы обучения в школе, к сожалению, не все дети могут быть отличниками или хорошистами. Кому - то лучше, а кому - то хуже удается справляться со школьной нагрузкой. И есть вероятность травмирующей ситуации для ребенка в случае неуспеваемости, что особенно болезненно в самом начале школьного пути. А если родители, с точки зрения ребенка, не довольны им в связи со школьными неудачами, то для малыша это может быть целая трагедия. Неудачи в учебе могут привести к чувству неуверенности в себе, а она, в свою очередь, к нежеланию учиться.
Мы предлагаем следующие правила:
1. Плохая оценка (такой для кого - то может быть даже 4) сама по себе уже является наказанием. Зачем же дважды наказывать ребенка? Лучше дома в спокойной обстановке разобраться в чем причины и найти путь к исправлению.
2. Упоминая в разговоре с ребенком о его недостатках, старайтесь не высказывать все сразу. Ситуация может оказаться неуправляемой если взрослые одно за другим предъявляют ребенку разнообразные претензии ("Не помыл за собой посуду", "Плохо сделал домашнее задание", "Разбросал свои вещи" и т.д.). Ребенок, в какой - то момент перестанет реагировать на вашу речь, а если это будет повторяться часто, то и вовсе не станет воспринимать вашу критику. Постарайтесь концентрироваться на тех недостатках ребенка, которые вы хотели бы исправить в первую очередь.
3. В силах взрослого разделить оценку личности ребенка от оценки его работы. Ребенок же склонен в данной ситуации к обобщению. Если он получил плохую оценку, значит, он плохой. Эту особенность детского восприятия ситуации необходимо учитывать и, объективно оценивая его работу, не забывать хвалить его самого: "Молодец! Сегодня ты очень старался, но буква "Н" получилась не совсем красивой, она пишется немного с большим наклоном". Похвала должна быть персональной, а критика по возможности безликой.
4. Оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Похвалите своего малыша за вполне реальный успех. Если вчера у него что-то получалось хуже, а сегодня лучше - это пусть маленькая, но победа.
5. Строя оценочные отношения с ребенком, не идите только на поводу у школьных отметок. Не существует ребенка, которого не за что было бы похвалить: может, он быстрее всех пробегает дистанцию на уроках физкультуры или лучше всех нарисовал картину на рисовании. Ваша похвала является спасительным мостиком для ребенка, когда он тонет в море своих неудач.
6. Но старайтесь не хвалить своего малыша сразу за все. Если дробно подходить к восприятию успехов и неудач, взрослые не будут создавать у ребенка иллюзию полного успеха, а ребенок не будет чувствовать себя полным неудачником. При таком подходе возникает мотивация, которая необходима в процессе учения: "Еще не знаю, но могу и хочу знать".
7. Ставьте перед ребенком предельно конкретные задачи и реальные цели. Частые ошибки взрослых - брать с ребенка заведомо невыполнимые обещания. Например: "Ты обещал на уроках не отвлекаться". Ведь отвлечь от слов учительницы может и шум за дверью, и сосед по парте. Не подталкивайте ребенка к необходимости лгать вам. Нереально, чтобы ребенок, который делает при списывании 10 ошибок, в следующий раз не допустил ни одной. Зато, если их стало уже 6 или 7, порадуйтесь вместе с ним.
Важно развивать самооценку ребенка. Если это делать на основе приведенных правил, то, скорее всего, она будет адекватной, а школа вызывать чувство радости, интереса, а не страха или обиды. Развитие адекватной самооценки, умение преодолевать трудности и правильно реагировать на неудачи – это залог обучения без тревожности и нервного напряжения.
Чтобы проконсультироваться с администратором и записаться на прием к детскому психологу звоните