Подростковый возраст - это трудный период психологического взросления и полового созревания ребенка. В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости, возникает страстное желание быть или хотя бы казаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от влияния родителей и часто конфликтует с ними. Также в этот период для подростка огромное значение имеет общение со сверстниками.
Возникают увлечения, которые могут быстро сменять друг друга. Личная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки: желание во всем походить на сверстников, но при этом выделяться в группе и т.д. Их поведение по отношению к другим может быть грубым и бесцеремонным, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение может колебаться между бодростью и оптимизмом и апатией и пессимизмом. В этот период активно формируется "Я-концепция" - совокупность представлений человека о самом себе.
В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Приобретенные в младшем школьном возрасте мыслительные операции становятся формально-логическими. Особенности теоретического рефлексивного мышления позволяют подросткам анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в суждениях. Подросток умеет оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачи. Он способен на системный поиск решений. Развиваются такие операции, как классификация, аналогия, обобщение.
Подростки, рассуждают об идеалах, о будущем, иногда создают собственные теории, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир. Становление основ мировоззрения, которое начинается в этот период, тесно связано с интеллектуальным развитием. Также благодаря интенсивному интеллектуальному развитию появляется склонность к самоанализу, становится возможным самовоспитание.
С общим интеллектуальным развитием связано развитие воображения. Сближение воображения с теоретическим мышлением побуждает к творчеству. Подростки начинают писать стихи, заниматься разными видами конструирования, изобразительным искусством и т.д.
14 - 16 лет - это переходной период между подростковым и юношеским возрастом. В этом возрасте уже решается вопрос о дальнейшей жизни: продолжать обучение в школе или пойти в училище, а может быть и работать? При этом подросток должен разобраться в собственных способностях и склонностях, иметь представление о наиболее интересных ему профессиях.
В это время усиливается значимость собственных ценностей. В связи с развитием самосознания усложняется отношение к себе, возрастает тревожность, связанная с самооценкой. Подростки часто склонны воспринимать нейтральную ситуацию, как содержащую угрозу их представлениям о себе, и из-за этого испытывают сильное волнение и страх.
В переходный период притупляется острота восприятия сверстников. Большой интерес вызывают взрослые, чей опыт и знания помогают ориентироваться в вопросах, связанных с будущей жизнью.
Ранней юностью называют возрастной период от 15 до 17 лет.
Для ранней юности характерна устремленность в будущее, ведь старшеклассник прощается с детством, со старой, привычной жизнью. Будущее как притягивает, так и тревожит его. Тревожность у подростков часто сопровождается страхом перед будущим, приводящим к суицидальным попыткам, как и неразделённая любовь.
Юность принято считать периодом стабилизации личности. В это время складывается мировоззрение и формируется отношение к своему месту в этом мире. Центральным новообразованием периода становится самоопределение: личностное и профессиональное. Но, стоит отметить, что мировоззренческие проблемы не решаются раз и навсегда. Могут последовать еще и кризисы, и осложнения, и разнообразные жизненные ситуации, которые приведут к пересмотру юношеских позиций.
Старшеклассники в большей степени, чем подростки, принимают себя. Их самоуважение и самооценка в этот период в целом выше, чем в подростковом возрасте. Интенсивно развивается саморегуляция, повышается контроль над своим поведением и проявлением эмоций. Настроение в ранней юности, становится более устойчивым и осознанным. Но обретая свой взгляд на мир, подросток все больше отдаляется от взглядов родителей, что приводит к конфликтам и отчуждению.
Родители испытывают затруднения в установлении доверительного контакта и взаимопонимания с взрослеющим ребёнком. Психологическая помощь родителям необходима для «создания мостов» к миру ребёнка, его тонкой и ранимой душе в изменившемся, растущем теле. Как никогда подростку необходима поддержка взрослых, родных людей, но не в виде поучительных слов и выраженного недовольства – это приводит к подростковой депрессии, а в форме дружеских советов и совместных рациональных суждений.
В некоторых ситуациях психологическая помощь подросткам – это единственная возможность спасти разрушенные отношения между родителями и детьми, оградить формирующуюся личность от пропасти обид, тревог и сомнений ведущих в губительный тупик.
Чтобы проконсультироваться с администратором и записаться на прием к детскому психологу звоните