В настоящее время среди заболеваний сердечно-сосудистой системы функциональные расстройства, именно вегето-сосудистая дисфункция встречается довольно часто у детей. Она напоминает по проявлениям ишемическую болезнь сердца, миокардиты, гипертоническую болезнь и другие заболевания. Вегето-сосудистая дистония (ВСД) часто обуславливает их гипердиагностику и больные получают лечение коронароактивными средствами, противовоспалительную или гипотензивную терапию, не улучшающее их состояние.
За последнее время увеличилось число детей со сниженными приспособительными возможностями организма – с дезадаптацией, приводящей к срыву механизмов регуляции функциональных систем. Поэтому, ВСД у детей и подростков необходимо рассматривать как социально значимую проблему. В ходе исследований установлена возможность перехода ВСД в такие заболевания, как ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, бронхиальная астма, язвенная болезнь желудка и др.
В детском возрасте дисфункция вегетативной нервной системы является одним из наиболее рсапостраненных симптомокомплексов, при которых могут наблюдаться: сосудистая лабильность, функциональные нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта, органов дыхания, зрения, ЦНС, периферической нервной системы, расстройства термо- и хеморегуляции, кожные симптомы, психические проявления.
Проявления вегето-сосудистой дистонии весьма многообразны. В зависимости от нарушений деятельности той или иной системы органов их подразделяют на несколько групп. Проявляться эти симптомы могут, как изолированно, так и вместе:
К основным факторам развития вегето-сосудистой дистонии относятся:
Многочисленные симптоматические проявления при ВСД, в большинстве случаев содержат негативный психоэмоциональный субстрат, который на протяжении длительного течения заболевания приводит к формированию реакций психосоматического типа. Они органично вписываются в симптоматику ВСД, чем затрудняют диагностику и лечение вегето-сосудистой дистонии, формируют стёртую картину заболевания. Особенно, если само заболевание дает пациенту вторичную выгоду от болезни: освобождение от учебных нагрузок, снижение требований со стороны родителей, окружение заботой и вниманием, трепетное отношение к незначительным жалобам. Это один из наиболее часто встречающихся вариантов вторичной выгоды, характерный для подросткового и зрелого возраста. Типичен, для часто болеющих детей, детей тревожных и гиперопекающих родителей, подростков - нежелающих взрослеть и принимать на себя ответственность за поступки. Следующий вариант – это реакции, проходящие по конверсионному типу. К ним относятся: часто подавляемые негативные эмоции, хронические психотравмирующие ситуации, приводящие к тяжёлым переживаниям, сниженному фону настроения, раздражительности, эмоциональной возбудимости. В данном случае, защитные механизмы психики срабатывают, вытесняя переживания, как бы не реагируя на них (игнорируя). Но постоянно нарастающее нервно-психическое напряжение «бьет» по самым слабым местам организма. Такой тип реакций можно наблюдать у детей, которые долгое время находятся в неблагоприятной семейной обстановке (ссоры между родителями, неправильное семейное воспитание), психотравмирующей школьной среде; у воспитанников детского дома, школ-интернатов.
Таким образом, необходимо своевременно диагностировать взаимосвязь симптоматических проявлений ВСД с психическим субстратом заболевания, разграничивать механизмы их формирования с целью адекватного лечения.
По данным научных исследований - 80% пациентов с проявлениями ВСД нуждаются в психологической коррекции и психотерапии, остальные 20% - в поддерживающей и консультативной помощи. Это обусловлено особенностями течения заболевания - подавляющим позитивный эмоциональный фон, изменяющим психологический статус пациента и личностные особенности.
В зависимости от типа ВСД, психики, нервной системы пациента, формируются стойкие психосоматические реакции, стереотипы поведения и личностные черты. С другой стороны, отмечено, что личностный фактор, играет одну из главных ролей в развитии и течении вегетативной дисфункции. Сангвиники (лица с уравновешенным типом нервной системы), являются наиболее устойчивыми к возникновению вегетативной дисфункции. Они менее всего подвержены стрессам, легче переносят болезнь, быстрее выздоравливают. Холерики и меланхолики - наиболее уязвимы в развитии ВСД. Им необходимо правильно реагировать на стрессовые ситуации, избегать чрезмерных эмоциональных нагрузок. Значительную помощь оказывает аутотренинг, методы релаксации, психотренинг, разрешение психологических проблем. Иногда требуется семейная психотерапия, цель которой – нормализация отношений в семье, снятие психологического напряжения. Иначе выглядит псхокоррекция в работе с маленькими детьми. В раннем возрасте, ребёнок подвержен воздействию окружения на его развивающуюся психику и нервную систему. Прежде всего – это влияние матери, отца и лиц, осуществляющих уход за ребенком. В процессе роста и развития ребенка, происходит взаимодействие врожденных, приобретенных и социальных факторов развития заболевания. В зависимости от наиболее значимого фактора развития заболевания и симптоматических проявлений, определяются методы психологической помощи ребенку, проводится консультирование родителей.
Психокоррекционная работа с детьми, страдающими ВСД, приводит к стабилизации псхоэмоционального состояния, поведенческим изменениям, стойкому избавлению от множественных симптоматических проявлений, полноценному выздоровлению ребёнка.
Чтобы проконсультироваться с администратором и записаться на прием к детскому психологу звоните